Пятница, 19.04.2024, 18:57

Сайт воспитателя Самсоновой Натальи Викторовны

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Значение ручного труда для формирования личности ребенка.

Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Этот вид труда открывает перед ними широкие перспективы созидания. Содержание ручного труда тесно примыкает к конструированию.

Изготовление игрушек в большей степени, чем другие виды труда, прокладывает первые пути к политехническому образованию. В этом труде дошкольники уточняют свои представления об окружающих предметах, делают первые шаги в увлекательный мир техники, что имеет немаловажное значение для их последующего развития.

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за нее, справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее и пр.). В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергают различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи, применяя для этого то одни, то другие инструменты, способы соединения частей (клеем, гвоздями, путем складывания). Так, обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать. Из нее можно делать стаканчики для черенкования растения, коробочки для обрезков бумаги, закладки для книг, елочные украшения.

Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, сбивать гвоздями, склеивать. Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, наждачной бумагой, клещами. Они приучаются сравнивать детали путем наложения, на глаз, при помощи линейки, уловной мерки, замечать пропорциональные соотношения предметов, которые они изготавливают (например, подбирают одинаковые по длине палки и фанерки для лопаток, следят чтобы ширина спинки кресла соответствовала ширине сиденья, а передняя спинка кровати была несколько выше задней, чтобы все ножки стола были равными и пр.)

Работа с природным материалом – листьями, желудями, шишками, берестой, соломой, корой и пр. – дает воспитателю возможность знакомить детей с богатым разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью. Кроме того, придумывая тему своей работы, ребенок творит, фантазирует. Он учится различать в причудливых очертаниях природного материала знакомые предметы, создает фантастические образы. Это развивает смекалку, сообразительность, творческое мышление, желание созидать.

Труд по изготовлению различных предметов для игры и быта, вначале планомерно направляемый педагогом, а затем осуществляемый ребенком самостоятельно, имеет воспитательное значение и в том, что у детей развивается умение ставить цель, настойчивость в ее достижении, справляться с трудностями. Дети учатся намечать пути осуществления поставленной цели, продумывать последовательность действий, способы обработки материала, соединение его частей.

В начале работы с природным материалом дети, намечают самостоятельное ее содержание, мало сообразуются со своими возможностями и ставя нередко такие цели, которые они не в состоянии осуществить. Иногда материал «ведет» за собой ребенка. Начав делать игрушку, ребенок увлеченно трудится над ее изготовлением, но попавшая в его руки новая деталь наталкивает его на создание другого предмета и определяет дальнейший ход деятельности. С этой особенностью нельзя не считаться, но крайне важно научить детей обдумывать процесс деятельности до ее начала, подобрать заранее весь необходимый материал. Надо обсудить с ребенком, что он будет делать, как он собирается выполнить задуманное. Поэтому подбор деталей, из измерение, заготовка являются важным моментом творческого труда детей дошкольного возраста.

Педагог помогает детям предварительно подобрать основные части задуманной конструкции, продумать процесс их соединения. В практике нередко используются в качестве средства соединения частей пластилин. Это улучшает внешний вид изделия; прочность же его оказывается очень  невысокой. Поэтому такой способ не следует рекомендовать. Лучше использовать клей, сколачивание гвоздями.

Предварительное продумывание работы дает возможность ребенку в процессе самого труда направить силы на усложнение конструкции, тщательную ее отделку, а также быстрее получить нужный результат. При отсутствии достаточных умений они часто бросают начатую работу, меняют замысел, легко становятся на путь подражания.

Своевременное обучение умениям вносит значительные изменения в характер творческой деятельности. Владея навыками, дети успешнее претворяют свои замыслы в жизнь. Им становятся посильными более высокие требования: самим придумать, как сделать игрушку, как выполнить работу красиво, какому материалу отдать предпочтение в соответствии с назначением вещи. Так, научившись делать лодочки из различных материалов: бумаги, дерева, коры, – дети опытным путем узнают качество каждого материала и, правильно определяют его свойства, предпочитают сделать лодочки для игр с водой из дерева или сосновой коры, а бумажные кораблики - для  украшения елки.

В работе с детьми необходимо предоставлять им возможность осуществлять свой замысел, проявлять творчество. Источником замысла детей являются, с одной стороны, окружающая жизнь, где они черпают содержание для своих работ, с другой – развивающая игра, в ходе которой возникает необходимость изготовления игрушек. При этом педагог побуждает детей к тому, чтобы они стремились сделать игрушку красивой. Следовательно, детям надо дать разнообразные впечатления, предоставить возможность хорошо рассмотреть предмет, который можно затем сделать самим.

 

 

Литература.

1.    Дошкольник и труд. Учебно-методическое пособие. / Р.С. Буре. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.

2.    Конструирование и ручной труд в детском саду. / Куцакова Л.В. – М.:  ТЦ Сфера, 2005 г.

3.    Детское рукоделие: Художественный и ручной труд в детском саду. / Пантелеева Л. В. – М.: Просвещение, 2005 г.