Суббота, 11.01.2025, 01:02

Сайт воспитателя Самсоновой Натальи Викторовны

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Содержание ручного труда и методы руководства им

        Занимаясь изготовлением игрушек, дети приобретают много новых знаний и умений, они задумываются над устройством различных предметов, заполняют свой досуг разумным содержанием, как в детском саду, так и дома.

        Работа по изготовлению игрушек приобретает особенно большое значение в тех детских садах, где воспитатель многое умеет делать своими руками. Сначала дети наблюдают за тем, как искусно воспитатель на глазах у детей превращает обычный кораблик из-под спичек в паровоз, диван или письменный стол. Они видят, что работа эта не так уж сложна, и сами сначала пытаются помочь воспитателю, а потом и самостоятельно смастерить какую-нибудь незамысловатую игрушку.

        Совершенно необходимо, чтобы для изготовления игрушек под руками был нужный материал: коробки разного размера и формы, катушки, цветная бумага, картон и пр. Весь этот материал надо расположить так, чтобы всегда можно было легко найти то, что необходимо.

        Удобно, если он хранится на полках или в ящике, разделенном на несколько частей, где материал можно разделить по видам: коробки, куски картона, ткань, катушки, бечевка, проволока.

        Для изготовления игрушек надо иметь инструменты, которыми дети постепенно приучаются работать. В старшей и подготовительной к школе группах необходимо иметь ножницы, маленькое шило с короткой колющей частью, кисточки для клея.

        Дети 4-5 лет могут сделать самые простые игрушки. Для того чтобы они успешно справились с поставленной задачей, надо дать им заготовленные части, которые можно легко соединить. Например, дети могут сделать для игр волчок. Для этого им надо предложить палочки длиной 3,5 – 4 см с заостренным концом и вырезанные из плотного картона кружки, проколотые посередине. Детям надо показать, как соединить эти две части. С такой самодеятельной игрушкой ребята с удовольствием будут играть, запуская волчка на столе или на полу.

        Много интересных игрушек дети могут научится делать из коробок. Это и различные транспортные средства: тележка, грузовичок, паровоз, железнодорожный состав; мебель: столики, стулья, диванчики, шкафы, этажерки, книжные полки. Можно сделать мост с перилами для пешеходов, для проезда автомобилей, железнодорожный мост. Можно изготовить и несложные механизмы: телефон, мельницу с вращающимися лопастями, подъемный кран и многое другое.

        Эти игрушки можно покрасить или оклеить разноцветной глянцевой бумагой, игрушки приобретают более нарядный и привлекательный вид. Для игр с этими игрушками следует дать детям маленьких кукол, их можно рассадить за стол на стульчики, диваны, можно покатать на автомашине, провезти по мостику. Старшие дети могут изготовить такие игрушки для своих младших товарищей, подарить их.

        Как сделать, например, вагон? К спичечной коробке приклеиваются четыре картонных кружка – колеса. Из нескольких таких вагонов можно сделать целый состав. Старшим детям можно показать, как можно сделать подвижные колеса на осях – тонких деревянных палочках, пропущенных через отверстия по бокам коробки. Чтобы колеса держались, не соскакивали, надо концы осей обмотать тонкой проволокой или нитками. Трамвай, грузовая автомашина тоже могут быть сделаны из спичечных коробков, бумаги и картонных колес.

        Много игрушек можно сделать путем сгибания и надрезания листа бумаги. Некоторые игрушки делаются с помощью клея, а некоторые могут быть сделаны и без него. Например, дети делают корзиночки из квадрата с помощью клея. С этими корзиночками дети ходят в «магазин», в лес за «ягодами», за «грибами». Из бумаги можно с детьми 5-6 лет сделать вертушки, палатки, саночки, домики, пароходы, лодочки.

        Из сосновых и еловых шишек, желудей, соломы и кукурузных початков можно сделать забавные игрушки: птичку, белочку, ежика, петушка, черепаху, человечков и др. Части этих игрушек надо соединить с помощью клея.

        Коллективной формой работы, которая рекомендуется для старшей и подготовительной к школе групп, является изготовление макетов. В течении года можно изготовить с детьми несколько макетов разного содержания. Мальчики с удовольствием примут участие в поделке макета «футбол» или «хоккей». На прямоугольной картонной подставке (30-50 см) с бортиками (1,5-2 см) с двух сторон ставят ворота, прочно приклеивают к «полю», которое в зависимости от содержания игры может быть или зеленым – «футбольное», или серо-голубым – «поле для игры в хоккей». На поле размещают фигурки «хоккеистов» или «футболистов»; их делают из желудей, пластилина и тонких палочек: голова из пластилина, туловище – желудь, а ноги и руки палочки, приклеенные к туловищу. Для прочности в желуде для рук и ног шилом делают отверстия, в которые и вставляются палочки. Чтобы фигурки были устойчивы, их надо прикрепить пластилином. «Играющим» дают мяч или шайбу, их тоже можно сделать из пластилина. Фигурки переставляют. Детей делят на две команды, они охотно разыгрывают футбольные матчи.

        Интересен макет «Зимние развлечения». На прямоугольном листе картона, оклеенном белой бумагой, расставляют зеленые елочки, кусты и деревья, делают горку из плотного картона, ее тоже обклеивают белой бумагой. Возле горки – ступеньки. Если положить клочки ваты – получится снег. Затем расставить «ребят», которые катаются на лыжах, на санках, кормят птиц. Эти фигурки также могут быть сделаны из желудей. Палочки для ног и рук потолще, чем у «футболистов», - дети в рейтузах, тепло одеты. Макет может служить наглядным пособием для рассказывания на занятиях о зимней прогулке. Макеты по сюжету сказок «Гуси-лебеди», «Репка», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Три медведя» используют при пересказе детьми сказки, рассказывании их младшим детям.

        Следует иметь в виду, что изготовление макетов не начальный этап, скорее, он является завершающим. Сначала дети присматриваются к тому, как воспитатель мастерит игрушки, потом сами учатся делать то одну, то другую вещь – домик, горку, мебель, фигурки птиц, животных, человечков. В макете все эти навыки дети применяют, разделяя между собой части работы. Например, одни делают избушку, другие мебель, третьи лепят посуду, кто-то вырезает и раскрашивает мишек, делает деревья. Важно, чтобы дети договорились между собой не только о том, кто что будет делать, но и о величине фигурок, деревьев, домиков, как все, что изготовили, разместят на небольшой площади макета; при отборе некоторые фигурки, сделанные неудачно, плохо вырезанные и неудачно раскрашенные деревья на макет не помещают. Дети должны убедить друг друга в том, что для макета надо отбирать самые лучшие работы, при этом воспитатель должен принять участие в их оценке. Если чья-то работа не будет помещена, воспитатель все равно оценивает усилия, сноровку каждого ребенка, отмечает, что удачно, что не получилось.

        В опыте работы по рудовому воспитанию педагоги используют не только рекомендуемые макеты, но нашли и другие темы для макетов и последующих игр с ними. Например, детей подготовительной к школе группы знакомили с правилами уличного движения. Вместе с детьми были изготовлены различные виды транспорта: легковые и грузовые автомашины, трамваи, троллейбусы, детские коляски, дорожные знаки, светофоры. Детям объяснили правила дорожного движения, а затем организовали игры. Ребята с удовольствием играли, брали на себя разные роли: сотрудника ДПС, водителя трамвая, грузовой машины, машины «Скорой помощи», мамы с ребенком в коляске и др. Дети-«пешеходы» следили за сигналами светофора, переходили «улицу» только на зеленый сигнал светофора. Эта игра оказала большое влияние на ребят, они хорошо усвоили правила дорожного движения, что так важно для будущего первоклассника.

        Изготовление макетов дает возможность развивать навыки планировать работу, предусматривать все условия, чтобы игрушка получилась.

        Надо предусмотреть части макета и их количество. По сказке «Три медведя» это сделать довольно легко: избушку надо одну, медведя три, и мисок три, но трудность может быть в том, чтобы масштабы макета соответствовали размерам и пропорциям фигурок медведей, мебели и посуды. Деревьев надо много – медведи живут в дремучем лесу.

        В том случае, если кто-то из детей берет на себя задачу, с которой он явно не справится, воспитателю следует посоветовать ему взяться за более простую работу, а в следующий раз взять более сложную. Такой подход предупредит возможные в этих случаях разочарования, неудовлетворение от неудачно выполненной работы.

        С детьми старшей и подготовительной группы готовят оборудование и атрибуты для игр-драматизаций. Они могут сделать шапочки для козлят и волка, а потом поиграть в игру «Волк и семеро козлят». Так же вырезать трех медведей из картона по контуру для разыгрывания одноименной сказки, а потом показать эту сказку маленьким детям. Цель, поставленная перед детьми, - сделать фигуры медведей: большого – Михаила Ивановича, поменьше – Настасьи Петровны и маленького – Мишутки, раскрасить их, сделать три стульчика разной величины, сделать стол, вылепить три миски, сделать избушку и много деревьев – елей, берез, которые вырезают по контуру, а потом раскрашивают. Все это наполняет деятельность детей конкретным содержанием. Дети работают старательно, ведь то, что они сделают, будет показано малышам. Да и саму сказку надо хорошо знать, чтобы не сбиваться, рассказать выразительно, так, чтобы малыши поняли и с интересом слушали.

        Для игры в «магазин» дети могут сделать многое: вылепить овощи (морковь, репу, картофель, помидоры), покрасить их, сделать весы, ящики, для овощей. Можно слепить фрукты, конфеты, печенье. Для конфет можно сделать коробки, на них наклеить цветной орнамент из геометрических форм или разрисовать красками (цветы, ягоды, веточки).

        Поводом к тому, чтобы работа выполнялась тщательно, была красивой, может быть проверка «директором магазина», он отбирает только свежие овощи и фрукты, красивые коробки для конфет и печенья.

        Для игры в «обувной магазин» дети могут сделать босоножки, туфельки, сапожки из бумаги, коробки для обуви. Туфли и сапожки делают из плотного картона, вырезают по контуру, их можно раскрасить разными красками – черной, коричневой, синей и красной. На коробку можно наклеить соответственно картинку (сапожок или босоножка).

        Дети старшей и подготовительной группы могут изготовить для младшей группы лото. Для этого надо заготовить трафареты геометрических форм – круг, треугольник, квадрат. На плотной бумаге эти трафареты обводятся карандашом, затем дети вырезают их и раскрашивают в основные цвета. Дети сами могут сделать коробки для лото; в них должны быть перегородки, чтобы можно было разложить лото по формам, сделать отделения для больших карт. Для изготовления лото используют изображения предметов, дети вырезают их по контуру (чашка с блюдцем, тарелка, вилка, нож). Можно на небольших карточках нарисовать игрушки: мяч, куклу, зайчика, лошадку-качалку, мишку; нарисовать и раскрасить фрукты: яблоко, грушу, сливу, вишни. Такая работа может быть предложена одновременно всем детям. Каждый сделает по 2-3 карточки, их получится много, но отобрать надо самые лучшие, отбор могут сделать сами дети. Это будет объективная оценка и своей работы, и работы товарищей. Справедливость оценки подтверждается воспитателем. В этой работе дети договариваются о том, чтобы изображенное в наибольшей степени соответствовало реальным предметам. Условиться, например, чтобы яблоко было нарисовано крупнее чем вишни и сливы. Договориться о том, что яблоко раскрасят красной и желтой краской, а сливы – лиловой. Чтобы лото было больше похоже на настоящее, по краям карточки можно обвести цветными полосками, а на крышке коробки сделать крупную надпись: «Лото малышам», наклеить справа и слева картинки, соответствующие содержанию лото.

        Эта работа организуется во вторую половину дня после сна. Летом ее можно проводить во время прогулки. Для этого на веранде устраивается маленькая мастерская, где есть нужный материал, инструменты, клей. Но воспитателю надо проследить, чтобы дети, увлекаясь этой работой, не тратили на нее все время прогулки. Надо, чтобы они смогли поиграть с песком и понаблюдать окружающее.

        Многие работы по изготовлению игрушек проводятся в часы игр с небольшими группами детей на участке или в группе. Работа со всей группой организуется лишь в отдельных случаях (изготовление елочных игрушек, закладок, подарков маме к 8 Марта и др.). Педагог, руководя работой небольшой группой детей, может уделить больше внимания эстетическим требованиям к детским поделкам, оказать помощь затрудняющимся детям.

        Некоторые замыслы носят коллективный характер. Трудясь над созданием общей игрушки, полезного предмета, дети привыкают работать коллективно: сговариваться, работать дружно, помогать друг другу, согласовывать действия, способы работы. Совместный творческий труд способствует укреплению дружбы детей. Педагогу следует иметь ввиду развитие инициативы и самостоятельности всех участников, наблюдая за тем, чтобы более смелый ребенок не подавлял замысла более робкого, внимательно наблюдать за теми детьми, которые работают медленнее других и не успевают одновременно со всеми выполнить задание.

        Изготовление игрушек-самоделок старшими детьми для малышей имеет большое воспитательное значение. Дети с особым удовольствием стараются сделать для них вертушки, саночки, лопатки, елочные игрушки и др.