Исторически человек развивался в природе, осваивая свойства окружающих объектов, открывая для себя все новые пространства и возможности. Накопленный опыт со временем включался в процесс обучения, созданные старшими поколениями творения осваивались и совершенствовались молодежью. Ребенка нельзя ограничивать стенами квартиры. Все, что он увидит на прогулке или на выставках, в зоопарке, в театре, будет способствовать его развитию. Однако, расширяя, обогащая жизненное пространство малыша второго года жизни, учитывайте его возрастные особенности и потребности.
Прогулки
Взаимодействие с ребенком на прогулке может стать очень важным и продуктивным компонентом его развития. Но для многих родителей прогулки - это простое «выгуливание» малыша, когда ему предоставляют возможность подышать свежим воздухом, подвигаться, встретиться со сверстниками. Обычно стайку детей сопровождает компания взрослых, которые за время прогулки успевают обсудить массу тем и лишь краем глаза присматривают за своими чадами. Повседневные заботы занимают все их мысли и не позволяют окунуться в активное общение с малышом. Редко когда мамы или папы на прогулке предлагают детям те или иные игры. Обычно они предоставляют им почти полную свободу. Конечно, на какое-то время ребенок может и сам занять себя, придумав элементарные, правда не всегда безопасные, игры: пошлепать по лужам, подергать ветки деревьев, подобрать с земли «все, что плохо лежит» и попробовать это на вкус или устроить «салют» из песка. Между тем умело организованная деятельность на улице обеспечивает безопасность и контроль, структурирует, разнообразит и направляет в нужное русло исследовательские действия детей, помогает развить их умственные способности и личностные качества. Советуем не упускать такую благоприятную возможность для развития ребенка.
Подвижные игры. Просторы парков и скверов, их зеленые лужайки и цветочные поляны вызывают особый восторг, и ребенок готов бежать и бежать куда глаза глядят. Он жаждет движения, и нужно дать ему возможность реализовать это желание. Самое лучшее, что можно посоветовать, - подвижные игры: они удовлетворят его страсть к движению. Детям можно предлагать разнообразные подвижные игры, в ходе которых они получают необходимую мышечную нагрузку и положительные впечатления, при этом избегая эмоциональных и двигательных перегрузок и находясь в поле зрения взрослых.
Для веселой прогулки большой мяч просто незаменим: его можно использовать в разных подвижных играх.
Не стесняйтесь показывать пример своему ребенку. Использование речевого сопровождения наполняет игры положительными эмоциями, повышает интерес к происходящему, способствует развитию речи.
Подвижные игры на природе - лучший повод для общения. Организуйте для ребенка и его друзей веселые игры в парке, во дворе. В качестве «инвентаря» подойдут деревья, за ними можно прятаться (обязательно на глазах у ребенка) и играть в «ку-ку»; скамейка, по которой можно катать мяч друг другу... Включайтесь в игру сами, играйте весело, с удовольствием. В ходе совместной деятельности у детей формируются навыки взаимодействия и общения, они начинают понимать преимущества согласованных действий.
Развитие восприятия. Планируя прогулку с малышом, прежде всего нужно понять: для маленького человека окружающий мир всегда нов, его все интересует. Не изобретайте ничего особенного - сосредоточьте внимание ребенка на тех ощущениях, которые он получает во время прогулки. Это нетрудно: предложите посмотреть на небо, облака, деревья и цветы, мимо которых вы проходите, понюхайте их, потрогайте гладкий камень и шершавый ствол дерева, нагретый солнцем асфальт и прохладную землю... Дома вместе с ребенком припомните впечатления, полученные на прогулке, попросите его нарисовать небо и облака, солнце и цветы в траве. Такое сочетание занятий не только развивает воображение, но и помогает закрепить новые ощущения и впечатления, которые станут основой интеллектуального развития ребёнка.
Прогулки во дворе, в парках и скверах дают богатые возможности для развития восприятия окружающего. Игры с природными материалами: веточками, камешками, листьями, шишками, желудями или каштанами, - несмотря на их кажущуюся простоту и даже примитивность, бывают очень полезными и занимательными.
Звуки природы и звуки города очень разнообразны, они окружают малыша со всех сторон, поэтому могут служить для тренировки как слуха вообще, так и умения локализовать источник звука, что в совокупности работает на становление слухового восприятия. Мир неречевых звуков исключительно богат и разнообразен: шум дождя, шелест листьев, тиканье часов, стук мотора, скрип двери и т.п. Гуляя во дворе или в парке, обратите внимание ребенка на окружающие звуки. Прислушайтесь, угадайте, кто (или что) издает эти звуки. Попробуйте вместе определить, откуда доносится чириканье воробья, карканье вороны, гул работающего мотора, скрип открываемой двери.
На прогулке можно не только слушать окружающий мир, но и извлекать новые звуки из подручных материалов.
Экскурсии
В дошкольном возрасте ребенок запоминает то, что вызвало у него интерес. Учитывая это, многие родители стремятся сводить своего малыша в зоопарк, зоологический музей, театр. Это правильно, такой поход принесет ребёнку массу новых впечатлений, эмоций, знаний, но только в том случае, если он будет соответствовать его возрастным потребностям. Поэтому подобные мероприятия следует тщательно продумывать.
В театр, музей, цирк? Посещение зоологического музея в каком-то смысле может стать более полезным, чем экскурсия в зоопарк. Экспозиции зоологических музеев построены таким образом, что каждый экспонат (животное, группа животных) помещен в характерную для него среду обитания - это идеальный макет мира животных. Ребёнок увидит животное в его характерной позе, в наиболее типичной обстановке, за свойственным ему занятием: мышка грызет зернышко, белочка держит в лапках шишку, лось тянется к веткам дерева и т.д. Как и на экскурсии в зоопарк, припомните соответствующие стихи, знакомые сказки, расскажите их, глядя на героев литературных произведений.
Ребёнок с помощью взрослого получает необходимые ему впечатления, навыки и знания, становится активным субъектом общения и творчества. Задача родителей - создать для этого условия, заинтересованно и доброжелательно сопровождать карапуза на пути освоения окружающего мира, развивать его динамические возможности, ручную ловкость, речевую активность, создавать исследовательскую и познавательную мотивацию, учить общаться со сверстниками и старшими детьми.