Пятница, 19.04.2024, 09:07

Сайт воспитателя Самсоновой Натальи Викторовны

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Зеркало любит чистые лица,          

Зеркало скажет:                            

-Надо лечиться!                             

Зеркало охнет:                              

-Где же гребенка?                         

Что же она не причешет ребенка!  

Зеркало станет грязным от страха,

Если в него поглядится неряха.    

А. Кондратьев.

 

Культура здоровья - это совокупность трех компонентов.

-Осознанное отношение к своему здоровью и жизни.

-Знания о здоровье и умения оберегать, поддерживать и сохранять его.

-Валеологическая компетентность, которая позволяет дошкольнику самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помощи, психологической самопомощи.                                                           

Основой здорового образа жизни ребенка является режим дня. Но если распорядок дня во многом зависит от индивидуальных особенностей человека то правила личной гигиены, напротив, универсальны.

Всем нам хочется, чтобы ребенок вырос крепким, красивым, здоровым. Поэтому с раннего детства и на протяжении всей жизни человек должен тщательно ухаживать за своим телом, кожей, волосами, зубами. Соблюдение правил личной гигиены - непременное условие здорового образа жизни.

«Ну что за неряха!»- в сердцах восклицает иной родитель, будто и не причастен к тому, что ребенок таков. А ведь опрятность и аккуратность не врожденные качества. В основе их - гигиенические навыки и привычки, которые формируются с раннего возраста: уход за своим телом, культура еды, бережное отношение к личным вещам, предметам и игрушкам, поддержание порядка в окружающей обстановке.

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычными.

Приучая детей к порядку и чистоте, мы воспитываем в них общую культуру, бережное отношение к вещам и к труду взрослых. Если дети будут аккуратно вытирать ноги, входя в помещение, открывать дверь за ручку, поднять бумагу с пола, они привыкнут вести себя культурно и вместе с тем беречь труд взрослых по поддержанию чистоты.

Чистоплотность- это один из необходимых навыков культурного человека. Начиная с трех лет ребенка нужно приучать мыть руки и насухо вытирать их полотенцем. Родители должны приучать ребенка аккуратно и бережно обращаться со своими вещами, одеждой. Ему отводят постоянное место для хранения одежды, вешалку для пальто прибивают на уровне роста ребенка. Взрослые должны напоминать детям, чтобы они не бросали пальто платье, а вешали на отведенном месте и постоянно следить за этим.

Маленькому ребенку нужно показывать, объясняя все действия, как надо складывать свою одежду, для чего это делается.

Аккуратно пользоваться вещами, умение вести себя в общественных местах должны прочно войти в поведение ребенка. Соблюдение правильных навыков во время еды крайне важно для здоровья детей, для воспитания у них общей культуры поведения. Дети должны есть в определенное время, сидеть за столом прямо, а не бегать с куском хлеба. Неупорядоченная еда вредна для здоровья, это влияет на пищеварение, ослабляет аппетит. Для воспитания культурных привычек еды очень важна правильная сервировка стола. Красивый вид стола вызывает аппетит и положительно влияет на усвоение культурных привычек. Детей надо приучать пользоваться салфеткой. Во время приема пищи дети не должны разговаривать. Надо категорически запрещать детям брать в рот предметы с пола, пить с общей кружки, есть немытые овощи и фрукты.

Для маленького ребенка имеет важное значение пример близких ему людей. Культурные привычки отца и матери - это образец для подражания. Поэтому потребности в чистоте и порядке у детей могут воспитывать лишь те родители, которые сами придают этому большое значение и лично выполняют правила гигиены.

При воспитании навыков желательно создавать последовательность и постепенно их усложнять.

Формирование навыков гигиены можно начать с показа картинок, где изображены процессы умывания, кормления, причесывания, и не только людей, но и животных. Чтобы ребенок дружил с мылом и водой, надо исключить  возможность неприятных ощущений, постепенно приучать  к закаливающим процедурам  во избежание резкого контраста между теплой и холодной водой. Далее детям  необходимо  не только рассказывать, какие действия он должен выполнить, но и показать составляющие их отдельные элементы, научить производить каждый из них сначала в отдельности. Чем моложе ребенок, тем в большей мере он нуждается в таком наглядном показе. Демонстрируя, как выполнить то или иное действие, необходимо замедлять движение и сопровождать его объяснениями. Например, обучая малыша чистить зубы, надо показать, как вымыть зубную щетку, выдавить из тюбика пасту, правильно водить щеткой сверху вниз и снизу вверх. Затем можно предложить самому выполнить эти действия в присутствии взрослого.   

 Большое значение для закрепления культурно - гигиенических навыков имеет интересные рассказы, стихи, картинки. Взрослым приходиться терпеливо и упорно добиваться от детей выполнения установленных правил. Нужна большая настойчивость и согласованность между всеми членами семьи.

При воспитании привычек бывает ряд затруднений. Медлительность не должна пугать родителей. Это зависит от особенностей нервной системы ребёнка. Дети все усваивают медленно, но прочно. К этим детям надо относиться с большим терпением, необходимо часто подбадривать, вовремя похвалить.

Бывают случаи, когда дети относятся отрицательно к гигиеническим процедурам. Необходимо сформировать положительные отношения к санитарным мероприятиям. Например, ребенку, который не любит умываться, предложить вымыть в теплой воде куклу. Это поможет вызвать желание обращаться с мылом и водой.

Вдумчивое, упорное воспитание сформирует у детей необходимые привычки и заложит прочные основы культурного поведения.

 

Литература.

  1. Каплан Л.И. Посеешь привычку – пожнешь характер: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1980.
  2. Родительские собрания в детском саду: Младшая группа/ Авт.-сост. С.В. Чиркова. – М.: ВАКО, 2011.